Горбатый с горы: легендарному «Запорожцу» — 60

Это интересно

Остатки средств кредитных организаций в Банке России снизились до 2213,1 млрд руб., на депозитных счетах выросли до 2180,33 млрд руб.

© Reuters. Остатки средств кредитных организаций в Банке России снизились до 2213,1 млрд руб., на депозитных счетах...

Анкара приветствует планы Киева обсуждать «возвращение» Крыма

Турция приветствует антироссийскую инициативу Украины по созданию международного альянса для «возвращения» Крыма. Об этом сообщил глава МИД Турции...

Новый дизайн упаковки Сыра творожного «Бежин луг»

АО «Тульский молочный комбинат» представляет обновленную линейку сыра творожного «Бежин луг». Помимо нового дизайна в линейку творожного сыра...

Ровно 60 лет назад началось производство «Запорожца» ЗАЗ-965. Крохотный автомобиль с мотором сзади был самым доступным на тот момент, но при этом не стал массовым. Что ему помешало и каково ездить на «горбатом» сейчас, рассказывают «Известия».

Самый тихий автомобиль

В СССР был такой анекдот: «Какой самый тихий советский автомобиль?» — «Запорожец», потому что сидишь, зажав коленями уши». Честно говоря, ожидалось, что героя этого теста доведется услышать раньше, чем он выедет из-за поворота. Но нет — двигатель лихо подкатившей машины тарахтел на удивление негромко. «Всё дело в регулировке», — объясняет владелец машины Михаил, — и обслуживать мотор удобно: открутил панель сзади и сиди, занимайся».

Горбатый с горы

Габариты автомобиля: 3330×1395×1450 мм. Колесная база — 2023 мм. Клиренс — 175 мм

Фото: Борис Ульзибат

То, что правильное обслуживание «Запорожца» творит чудеса, корреспондент «Известий» убедился несколькими днями раньше, когда продолжительное время ехал по Каширскому шоссе с несколькими «горбатыми». Машины ехали достаточно быстро, в тот момент я не знал, что они возвращались в Москву из Липецка, где у владельцев 965-х был слет. Был там и Михаил со своим автомобилем, а это на минуточку более 400 км в один конец.

Этот ЗАЗ-965А — поздняя модель 1968 года — всё еще едет бодро, но повидал многое: кузов и бамперы во вмятинах, одна из дверей топорщится в проеме. Родная краска потускнела и кое-где подкрашена кисточкой. На переднем крыле дыра, а на заднем — приклепана заплата, кажется, из кровельного железа. Это тот самый случай, когда шрамы — украшают.

Они помогают представить, какая всё же нелегкая жизнь была у автомобилей того времени. Это сейчас машину меняют каждые три-пять лет. Раньше на них могли ездить десятилетиями, передавая детям и иногда, если четырехколесное сокровище окончательно не развалится, даже внукам. Если «хрущевки» — массовые, без излишеств, дома должны были решить жилищный вопрос, то разрабатывавшийся в конце 1950-х микролитражный «Запорожец» должен был решить вопрос автомобильный.

«По сути, это был первый доступный автомобиль в СССР, который стоил 1800 рублей, дешевле любой другой модели. С «Запорожца» начались автопутешествия. Помните фильм «Три плюс два», где две девушки едут на нем в Крым», — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто.

Между тем ЗАЗ-965 массовым не стал — за девять лет выпустили 300 с небольшим тысяч машин. Завод «Коммунар» в Запорожье специализировался на выпуске комбайнов и осваивал новую продукцию долго. Весь 1961-й год машины делали небольшими партиями, поэтому одни считают датой старта производства 1 октября, когда был собран первый «Запорожец», другие — 22 ноября, когда была изготовлена первая крупная партия машин.

Творческий подход к копированию

В любом случае конвейер полноценно заработал только в 1962 году. Да и сходившая с него микролитражка оказалась не без изъянов. По сути, первый «Запорожец» пал жертвой взаимоисключающих требований. За основу взяли популярный в Европе Fiat 600, кое-что решили позаимствовать у «Фольксвагена «Жук», однако купленные для испытаний иномарки на типично русских дорогах рассыпались. В итоге отечественный «Фиат» поставили на более крупные колеса, придав ему, как бы сейчас сказали, черты «псевдокроссовера».

zaz-174

У поздних машин выштамповка на передке из вогнутой стала выпуклой
Фото: Борис Ульзибат

zaz-149

Колеса диаметров всего 13 дюймов кажутся большими
Фото: Борис Ульзибат

zaz-156

В 1961-м форма воздухозаборников изменилась: вместо двухрядных квадратных прорезей — косые в один ряд
Фото: Борис Ульзибат

zaz-179

Боковое зеркало — от «Волги», ЗАЗ-965 оно не полагалось
Фото: Борис Ульзибат

zaz-160

Для удобства обслуживания заднюю панель можно было снять, а двигатель легко извлекался из отсека
Фото: Борис Ульзибат

zaz-198

Места под капотом не так много — здесь и бензобак, и запаска, и аккумулятор
Фото: Борис Ульзибат

Ради лучшей проходимости применили и подвеску на косых рычагах, фактически пожертвовав управляемостью машины. Ради движения в тяжелых условиях отказались от мотоциклетного мотора, который планировали поставить сначала. Впрочем, его уже не хватало для потяжелевшей и увеличившейся в размерах машины. В НАМИ разработали, а на самом деле подсмотрели у «Жука» новый оппозитный мотор. Таким же образом была «подсмотрена» и передняя торсионная подвеска.

Но тут возмутились немцы, недовольные копированием. Свои требования заявили и военные, им как раз для транспортера «ЛуАЗ ТПК» требовался двигатель, но более компактный и легкий. Пришлось конструировать для «Запорожца» другой V-образный мотор. Сначала он развивал 23 л.с., а потом его мощность увеличили до 27 и наконец до 30 л.с.

Спальное место

Шутили, что в машине приходится сидеть, зажав уши коленями? «Запорожцы» предназначались в том числе для инвалидов, поэтому с посадкой проблем нет. Дверь распахивается так, что почти касается кузова. За рулем может поместиться человек ростом выше среднего, но сидеть в креслице с короткой спинкой не очень комфортно, а ногам тесно из-за пухлой колесной арки. Узкий кузов можно считать плюсом, если только рядом сидит красивая девушка либо надо протереть любое из стекол прямо с водительского места.

Удивительно, но факт, — сзади в этом крохотном автомобильчике поместятся двое. А за спинкой дивана еще и отсек для багажа. Спинку можно сложить и выйдет вместительный багажник, хотя грузить поклажу всё равно придется через двери. Можно сложить и все спинки в горизонт — получится спальное место, пусть и крохотное. Не автомобиль, а малогабаритная квартира. Не хватает только пузатого телевизора и ковра на стене.

zaz-6

В интерьере много голого металла, обивка оказалась крепкой
Фото: Борис Ульзибат

zaz-165

Приборная панель получилась стильной
Фото: Борис Ульзибат

zaz-181

Пластик со временем темнеет и трескается
Фото: Борис Ульзибат

zaz-186

Сзади на удивление много места, а за спинкой — еще и отсек для багажа
Фото: Борис Ульзибат

zaz-9

Вместо кондиционера — форточки в дверях
Фото: Борис Ульзибат

Отделку салона сложно назвать дешевой. Да, почти везде голый металл, но панель приборов сделана со вкусом, а сиденья обиты приятной на ощупь тканью.

Двигатель хорошо тянет и умиротворяюще тарахтит, передачи легко переключаются. Если никуда не спешить, ЗАЗ-965 очаровывает. Где опасные крены, коварство задней подвески, даже тормоза работают вполне нормально. Внушительный клиренс, плоское днище, хорошо загруженная задняя ось с большими ходами подвесок — можно смело отправляться в глушь, на рыбалку.

Скорее всего, на магистрали ехать в этом автомобиле будет не так весело, подслеповатые фары вряд ли выручат в темноте, а в дождь возникнут проблемы с обдувом стекла. Чтобы зимой было тепло, за пожароопасной бензиновой печкой нужен глаз да глаз и не только за ней.

Маслом не испортишь

«Запорожец» требовал очень частого обслуживания. Через 1–2 тыс. км нужно было смазывать подвеску с помощью специального шприца. Масло в моторе необходимо было менять раз в 2 тыс. км.

«Почему так часто, потому что у «Запорожца» нет масляного фильтра вообще. Есть центрифуга, но это не фильтр в чистом виде. У ЗАЗ-965 система охлаждения воздушно-масляная, это накладывает на масло особые требования — оно забирает часть тепла. Буквально после тысячи километров оно наполовину сгоревшее. Специальное масло для воздушников появилось с выходом ЗАЗ-966, но было дефицитом», — рассказывает автомобильный журналист Евгений Хапов, сам владевший несколькими «Запорожцами».

Горбатый с горы

1800 рублей — это примерно двадцать с небольшим средних зарплат. Или тысяча бутылок водки

Фото: Борис Ульзибат

«Москвич» требовал примерно такого же частого обслуживания, но это был всё же полноценный автомобиль. К тому же конструкция «Запорожцев» была сырой, а качество сборки хромало. Вот и приходилось его владельцу становиться мастером на все руки. Автосервисы были в то время редки, а Запорожский автозавод указывал в руководстве к машине только «станции гарантийного обслуживания», куда можно было обратиться в случае серьезной поломки. Таких станций на весь Союз насчитывалось всего три десятка, а запчасти были в дефиците.

Ломались же «Запорожцы» часто, редкая машина проезжала 15 тыс. км без серьезных проблем, рассказывает Хапов. Так что путешествие на «Запорожце» в Крым, показанное в фильме «Три плюс два», в реальности превращалось в опасную авантюру. Завод постепенно доделывал машину, уже через два года после выпуска ЗАЗ-965 модернизировали, снабдили литерой А, однако исправить «горбатого» до конца так и не смогли.

Десять способов перегреть мотор

В отличие от того же «Москвича» или «Волги» за ЗАЗ-965 нужно было следить особо. Из-за неудачной системы охлаждения, забиравшей воздух снизу, вентилятор засасывал грязь и тополиный пух, что приводило к перегреву мотора. В него же летело масло, сочившееся из уплотнителей, не очень качественных и быстро терявших герметичность из-за частых ремонтов двигателя.

Недаром установленный на оси генератора вентилятор прозвали «поросенком». От грязи и масла приходилось отмывать охлаждающие поверхности мотора, чтобы снова не допустить перегрева. Каждые 10–12 тыс. камеры сгорания и поршни необходимо было очищать от нагара, опять с несколькими заменами масла, иначе мотор, чтобы вы думали, перегревался.

Горбатый с горы

Двигатель объемом 887 куб. см (30 л.с.) мог разогнать легкую (650 кг) машину до 100 км/ч. Средний расход — 5,5 л на 100 км

Фото: Борис Ульзибат

В СССР был и другой анекдот: «Можно ли разогнать «Запорожец» до 100 км/ч?» — «Можно, если спустить его с горы Арарат». Заявленная максимальная скорость машины — «сотня», но реальная ограничивалась опять же перегревом — из-за неудачной аэродинамики.

Журнал «За рулем» в ответ на жалобы владельца «Запорожца» бесстрастно перечислял целых 10 причин, почему мотор перегревается.

В пробках правильно отрегулированный и обслуженный автомобиль не грелся, однако генератору, чтобы зарядить аккумуляторную батарею, требовались высокие обороты мотора.

Как ни странно, самая большая машина — «Волга» — она и самая простая. «Москвичи» были устроены сложнее, а самым сложным по конструкции был «Запорожец», говорит Евгений Хапов. У появившегося в 1970 году ВАЗ-2101 масло вообще нужно было менять через 10 тыс., подвеска не требовала обслуживания, а в систему охлаждения был залит антифриз, не боящийся морозов.

Встречаются как-то «Запорожец» и «шестисотый»

Новый ЗАЗ-966, пресловутый «ушастый», хотя был мощнее и вместительнее, сохранил многие недостатки предшественника. Автомобиль, на который откладывали зарплату в течение пары лет и за рулем которого так мечтали оказаться, не переставал быть героем анекдотов.

В девяностых «Запорожец» стал своеобразным символом уходящей эпохи. Наивный, как лозунг «Миру — мир», нелепый, как глянцевая игрушка-неваляшка, но иногда способный взять реванш у грозных парней на «шестисотых».

Теперь он наконец искренне любим. Чудом сохранившиеся машины извлекают из темных и пыльных гаражей, где они были обречены стоять вечно. Энтузиастов не смущает ни «ломучесть» машины, ни дефицит запчастей — настоящая любовь всё стерпит. Изменилось и его восприятие. Теперь едущий на подслеповатом, кургузом «Запорожце» если и вызовет смех, то добрый.

Источник: iz.ru

Добавить комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here

Популярное

АМКУ обязал туроператоров указывать цену на путешествия в гривне

Временная админколегия АМКУ рекомендовала туристическим операторам указывать стоимость туров на своих сайтах в гривне без «собственного курса валют»....

Анкара приветствует планы Киева обсуждать «возвращение» Крыма

Турция приветствует антироссийскую инициативу Украины по созданию международного альянса для «возвращения» Крыма. Об этом сообщил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу по итогам переговоров...

Новый дизайн упаковки Сыра творожного «Бежин луг»

АО «Тульский молочный комбинат» представляет обновленную линейку сыра творожного «Бежин луг». Помимо нового дизайна в линейку творожного сыра добавлен новый вкус – «Томат-базилик»,...

Другие новости: